Глоссарий Экономика Страхование Инвестиции Internet Web Реклама Глоссарий.ru - Glossary Commander

Служба тематических толковых словарей

 Инфо 
 Почта 
 Закладки 
 Избранное 

Строительная техника древнего мира

Архитектура и строительное мастерство древних римлян удивляют нас до сих пор. Виадуки высотой с шестнадцатиэтажный дом, амфитеатр Флавиев, известный как Колизей, многоэтажные инсулы - прообраз наших хрущёвок, - таковы достижения римских строителей. А ещё римские дороги, которыми продолжали пользоваться по прямому назначению до начала ХХ века. Сколько продержится в первозданном состоянии современное шоссе без ремонта? У нас - 2 года, в Европе, возможно, лет 20. А римские дороги живут больше 2000 лет. Удивительно, не так ли?

Какими же приспособлениями пользовались древние строители, чтобы возводить амфитеатры пятидесятиметровой высоты и восьмиэтажные жилые дома? В этом вопросе принято ссылаться на Витрувия, римского архитектора и механика I в. до н.э., автора "Десяти книг об архитектуре" - единственного дошедшего до нас трактата по этому вопросу. А также на рисунки Герона Александрийского (знаменитого изобретателя паровой турбины), жившего в I в. н.э.

Какие же механизмы использовали древнеримскими строителями для облегчения своего труда? Прежде всего подъёмные машины: блоки, полиспасты (система подвижных и неподвижных блоков), кабестаны (лебёдки с вертикальным барабаном). Для забивки свай использовались сваезабивочные копры. Для приведения в движения всех этих приспособлений использовалась мускульная сила строителей, а там, где это было возможно, использовалась вода. Так как принципы действия механизмов с тех пор не изменились, все эти машины дошли практически без изменений до эпохи пара.

древнее подъемное оборудование

Подъёмный кран одного из типов имел "двигатель", представлявший собой подобие огромного беличьего колеса, внутри которого находились люди. Переступая шаг за шагом по поперечным планкам, они заставляли колесо вращаться, поэтому такие краны называют "ступальными". Вращающееся "беличье колесо", стрела и трос - вроде бы примитивно, но при помощи таких машин был построен, например, акведук Клавдия (более 14 километров). При строительстве этого сооружения было поднято 560.000 тонн тёсаного камня. Применение ступального же сваезабивочного копра описано при возведении Пантеона.

Кроме машин, описанных выше, римляне пользовались и более простыми способами подъёма груза. Возможно, это было вызвано большим весом поднимаемых блоков. По наклонной плоскости, сооружённой из мешков с песком, груз поднимался на высоту большую, чем предстоящее место опоры. После чего песок из мешков высыпался, и блок ложился на своё место. Этот способ называют древнеегипетским.

Чтобы поднять каменный блок с помощью крана, в нём с двух сторон выдалбливались желоба в форме подковы, через которые пропускали канаты. Другой способ - просверлить в камне сквозные отверстия для той же цели. Существовали и специальные железные клещи, которыми захватывался груз. Таким образом, римские подъёмные машины имели и набор навесного оборудования.

Особой статьёй была доставка строительного материала к месту строительства. Каменоломни были не в каждой местности, да даже если и были камень в любом случае приходилось транспортировать на какое-то расстояние. Если перемещение осуществлялось по суше, то использовались волокуши и повозки, здесь "двигателем" служил тягловый скот. Мрамор доставлялся из Египта, и для транспортировки водой строились специализированные баржи. Погрузка могла производиться как при помощи клиньев и рычагов, так и при помощи грузоподъёмных механизмов.

Строители Древнего Рима оставили после себя двухтысячелетнюю память. Некоторые принципы и технологии строительства, разработанные мастерами Рима и Древней Греции, используются нами до сих пор.

При подготовке статьи использованы архивы материалов и публикаций http://www.str-t.ru/archives/ ПО Стройтехника.




Вернуться

 Copyright ©
 2000-2013
 “Web-and-Press”


Дополнительную информацию можно получить в разделе Инфо или по электронной почте.
  Rambler's Top100
Rambler's Top100