Стартовая страница
Тематическая группировка Расширить глоссарий Первый глоссарий Предыдущий глоссарий Основные темы Следующий глоссарий Последний глоссарий
 Глоссарий

Монополия

Оглавление 

Входы 

Государственные органы >

Жилищное хозяйство >

Конкуренция >

Микроэкономика >

Микроэкономическая политика >

Монопсония >

Недобросовестная конкуренция >

Несовершенная конкуренция >

Олигополия >

Отчеты о прибылях и убытках >

Ресурсы >

Рыночные цены >

Ценообразование >

Экономические показатели работы предприятия >


 

§ Конкуренция

Монополия

Monopoly

От греч.Monos - один + Poleo - продаю

Монополия - тип отраслевого рынка, на котором:
- присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги;
- отсутствуют близкие заменители товара;
- имеются высокие барьеры входа.

 Выходы

 >> Антимонопольная политика государства

 >> Барьеры для конкуренции

 >> Затраты предприятия

 >> Монополистические объединения

 >> Монопольные цены

 >> Теория несовершенной конкуренции

 >> Ценовая дискриминация


 

Монополия

Monopoly

От греч.Monos - один + Poleo - продаю

Монополия - тип отраслевого рынка, на котором:
- присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги;
- отсутствуют близкие заменители товара;
- имеются высокие барьеры входа.
 >> Антимонопольная политика государства

Anti-monopolic policy

Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.
 >> Барьеры для конкуренции

Barriers to competition

Барьеры для конкуренции - факторы, приводящие к ослаблению уровня соперничества по сравнению с его естественным уровнем, и не связанные с состоянием издержек. Основными барьерами для конкуренции являются:
- законодательные ограничения, к которым относятся ограничения на иностранную торговлю, патенты и ограничения на вхождение в отрасль;
- экономические ограничением, к которым относятся дифференциация продукта и др.

Двусторонняя монополия

Билатеральная монополия

Bilateral monopoly

Двусторонняя монополия - рынок, на котором одному монопольному продавцу противостоит один монопольный покупатель.

Дифференцированные продавцы

Differentiated sellers

Дифференцированные продавцы - продавцы, продающие дифференцированные товары или услуги. Рынок, состоящий из дифференцированных продавцов, образует монополистическую конкуренцию.

Естественная монополия

Natural monopoly

Естественная монополия - монополия компании, обусловленная ее уникальным положением на рынке. Естественная монополия возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними издержками, чем это смогли бы сделать несколько более мелких компаний.

Закрытая монополия

Closed monopoly

Закрытая монополия - монополия, защищенная от конкуренции законодательными ограничениями: патентами или ограничениями на иностранную торговлю и др.
 >> Затраты предприятия

Расходы; Издержки производства

Costs; Expenses

Затраты предприятия - экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые расходы предприятия на производство товаров и услуг.

Избыточная мощность

Excess capacity

Избыточная мощность - ситуация на рынке несовершенной конкуренции, когда фирма производит меньше, чем могла бы произвести при минимальных затратах. В результате этого цена на продукт становится выше той цены, какая могла бы быть установлена в условиях совершенной конкуренции.

Издержки монополистической конкуренции

Costs of monopolistic competition

Издержки монополистической конкуренции - потери производителя, порождаемые выпуском такого объема продукции, при котором цена ниже предельных издержек, а средние издержки выше издержек, обеспечивающих окупаемость.

Источники несовершенства рынков

Sources of market imperfection

Источники несовершенства рынков - причины, вызывающие нарушения свободного конкурентного ценообразования и приводящие к тому, что отдельные производители получают возможность контролировать цены на производимую ими продукцию. В экономической теории выделяют две основные причины: состояние издержек и барьеры для конкуренции.
Средние издержки могут снижаться за счет эффекта масштаба, кроме того, крупные предприятия имеют более низкие издержки за счет специализации и более эффективной организации производства. Снижающиеся издержки укрупняют предприятие и вытесняют конкурентов.

Ищущий цену

Price searcher

Ищущий цену - монополист, выбирающий подходящую цену и объем выпуска. Наличие свободы выбора проявляется отрицательным наклоном кривой спроса на его продукцию.

Коммунальное предприятие

Предприятие коммунального обслуживания

Public utility

Коммунальное предприятие - в экономической науке - предприятие, обеспечивающее население водой, электроэнергией, газом и другими товарами и услугами первой необходимости.
Коммунальные предприятия являются естественными монополистами и их деятельность регулируется правительством во избежание злоупотреблений монопольной властью.

Манипулированный рынок

Манипулированный рынок - рынок, ценами которого незаконно манипулируют с целью привлечения покупателей и продавцов, а также извлечения дополнительной прибыли.

Монополист

Monopolist

Монополист - фирма, осуществляющая контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ей получать монопольную прибыль.

Монополистическая прибыль

Monopoly profit

Монополистическая прибыль - повышенная прибыль, получаемая за счет ценового контроля за рынком и производством.
 >> Монополистическое объединение

Монополия

Монополистическое объединение - в советской политэкономии - форма концентрации капитала безотносительно к строению рынка.

Монополия на рынке

Monopoly on market

Монополия на рынке - ситуация на рынке, при которой все предложение товаров или услуг сосредоточено в руках одного продавца. При этом предприятие-монополист получает возможность самостоятельно регулировать цены, качество продукции, объем сбыта и другие параметры своей деятельности.
 >> Монопольная цена

Monopoly price

Монопольная цена - рыночная цена, устанавливаемая производителем-монополистом на уровне, обеспечивающим:
- либо сверхприбыль;
- либо конкурентные преимущества для борьбы за рынки сбыта (демпинг).

Монопсония

Monopsony

Монопсония - рынок, на котором выступает лишь один покупатель товара, услуги или ресурса, в том числе наниматель рабочей силы.

Несовершенная конкуренция

Imperfect competition

Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
При несовершенной конкуренции затруднены вступление в рынок и выход из рынка, ограничен доступ к информации.

Олигополия, основанная на сговоре

Collusive oligopoly

Олигополия, основанная на сговоре - форма организации рынка, при которой олигополистические фирмы, производящие идентичную или гомогенную продукцию, принимают совместные решения об установлении цены и объема продаж. В результате такого сговора каждая фирма становится практически естественной монополией.

Открытая монополия

Open monopoly

Открытая монополия - монополия, не имеющая специальной защиты от конкуренции. Обычно открытая монополия выступает пионером в развитии нового отраслевого рынка.

Погоня за рентой

Rent-seeking behavior

Погоня за рентой - стремление монополистов добиться с помощью правительства передачи дохода поставщику ресурса за чужой счет или за счет общества.

Положение безубыточности при несовершенной конкуренции

Breakeven position under imperfect competition

Положение безубыточности при несовершенной конкуренции - финансовое положение предприятия, при котором оно
- может влиять на цену;
- покрывает все свои альтернативные издержки, но не получает прибыли.
Положение безубыточности характерно:
- для монополистической конкуренции - в долгосрочном периоде;
- для закрытой монополии - при эрозии барьеров для конкуренции или при появлении товаров-заменителей.

Получатель цены

Price taker

Получатель цены - производитель или предприятие, действующие в таких условиях, которые не позволяют им оказывать влияние на цену продукции, которую они продают.

Предельный доход при несовершенной конкуренции

Предельная выручка при несовершенной конкуренции

Marginal revenue under imperfect competition

Предельный доход при несовершенной конкуренции - дополнительный доход, приносимый фирме продажей одной дополнительной единицы продукции в условиях сокращающегося спроса на нее.
При эластичном спросе предельный доход положителен.
При неэластичном спросе предельный доход отрицателен.
В условиях несовершенной конкуренции, когда для продажи дополнительной единицы необходимо снижать цены, предельный доход сокращается.

Простая монополия

Простая монополия - монопольная конкуренция, при которой монополист назначает только одну цену.

Регулирующее агентство

Regularory agency

Регулирующее агентство - государственный или региональный орган, создаваемый для контроля в интересах общества за устанавливаемыми естественными монополиями ценами и предоставляемыми ими услугами или выпуском продукции.

Рынок монополистической конкуренции

Рынок монополистической конкуренции - рынок ряда продавцов и покупателей, совершающих сделки в широком диапазоне цен. На таком рынке действует значительная неценовая конкуренция.

Сдерживающее ценообразование

Limit pricing

Сдерживающее ценообразование - метод ценообразования в условиях несовершенной конкуренции, когда продавец назначает цену, которая ниже цены максимально-прибыльного равновесия для предотвращения вступления в отрасль конкурентов.

Стратегическое поведение

Strategic behaviour

Стратегическое поведение - поведение фирм, целью которого является влияние на структуру рынка.

Структура рыночного несовершенства

Structure of market imperfection

Структура рыночного несовершенства - формы организации рынка, образующие несовершенную конкуренцию. В порядке возрастания степени несовершенства выделяют три основных типа рыночного несовершенства:
- монополистическую конкуренцию;
- олигополию;
- монополию.
 >> Теория несовершенной конкуренции

Theory of imperfect competition

Теория несовершенной конкуренции - теория поведения производителей и продавцов в условиях, когда и них есть силы, позволяющие им контролировать цены.

Теория регулирования в интересах общества

Public interest theory of regulation

Теория регулирования в интересах общества - предположение, согласно которому цель регулирования отрасли заключается в защите общества от злоупотребления естественными монополиями своей властью.

Формирующий цену

Диктующий цену

Price maker

Формирующий цену - продавец или покупатель товара, способный воздействовать на его цену путем изменения количества предлагаемого к продаже или покупаемого товара.
 >> Ценовая дискриминация

Дискриминационная монополия

Price discrimination

Ценовая дискриминация - монополистическая конкуренция, при которой в один и тот же момент один и тот же продукт продается разным покупателям по разным ценам, причем разница в ценах не оправдана различиями в издержках производства этого продукта. Обязательными условиями ценовой дискриминации являются:
- отсутствие у покупателей возможности перепродажи продукта;
- наличие у продавца возможности градации покупателей в зависимости от их эластичности спроса на покупаемый товар.
В США подобная ценовая практика объявлена Актом Клейтона незаконной в том случае, когда она ограничивает конкуренцию.

Чистая монополия

Абсолютная монополия

Pure monopoly; Absolute monopoly

Чистая монополия - тип отраслевого рынка, на котором:
- одна фирма продает уникальный продукт, не имеющий близкого заменителя;
- доступ на рынок закрыт;
- фирма-монополист обладает значительным контролем над ценой на продаваемый продукт.
При чистой монополии ценовая конкуренция отсутствует или ограничена.

Чистые убытки

Deadweight loss

Чистые убытки - потери общества, связанные с созданием монополией искусственного дефицита, приводящего к установлению цены, не совпадающей с предельными издержками.
Поскольку общество покупает блага по цене, превышающей предельные издержки, то полезность, получаемая обществом, меньше затрат общества.

Шумпетерианская гипотеза

Schumpeterian hypothesis

Шумпетерианская гипотеза - о монополии - предположение, выдвинутое Й.Шумпетером, в соответствии с которым монополия играет ведущую роль в совершенствовании технологий, несмотря на потери для общества за счет более высоких цен и меньшего объема производства при одних и тех же издержках.

  Первый  <<  Предыдущий

 Оглавление глоссария No.3320
(1-е расширение)

Следующий  >>  Последний 

Монополия / Антимонопольная политика государства / Барьеры для конкуренции / Двусторонняя монополия / Дифференцированные продавцы / Естественная монополия / Закрытая монополия / Затраты предприятия / Избыточная мощность / Издержки монополистической конкуренции / Источники несовершенства рынков / Ищущий цену / Коммунальное предприятие / Манипулированный рынок / Монополист / Монополистическая прибыль / Монополистическое объединение / Монополия на рынке / Монопольная цена / Монопсония / Несовершенная конкуренция / Олигополия, основанная на сговоре / Открытая монополия / Погоня за рентой / Положение безубыточности при несовершенной конкуренции / Получатель цены / Предельный доход при несовершенной конкуренции / Простая монополия / Регулирующее агентство / Рынок монополистической конкуренции / Сдерживающее ценообразование / Стратегическое поведение / Структура рыночного несовершенства / Теория несовершенной конкуренции / Теория регулирования в интересах общества / Формирующий цену / Ценовая дискриминация / Чистая монополия / Чистые убытки / Шумпетерианская гипотеза


Библиография  |  webadmin@glossary.ru
Copyright © 2000-2020 «Web-and-Press»

  

Курильский бобтейл;
Служебная библиотека
СИАРЕС

Деловой двор
Бухгалтерский учет для


  


Rambler's Top100
Rambler's Top100