Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к
определенной группе людей. Различают
- письменные опросы (анкетирование);
- устные опросы (интервьюирование);
- очные опросы;
- заочные опросы: почтовые, телефонные, и др.
+ экспертные, массовые, выборочные, сплошные и другие опросы.
Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к
определенной группе людей. Различают
- письменные опросы (анкетирование);
- устные опросы (интервьюирование);
- очные опросы;
- заочные опросы: почтовые, телефонные, и др.
+ экспертные, массовые, выборочные, сплошные и другие опросы.
Анкета - составляемый аналитиками опросный лист со списком вопросов, ответы на
которые позволяют провести экономическое, социологическое обследование, изучить
общественное мнение. Анкета самостоятельно заполняется опрашиваемым по указанным в
ней правилам.
Различают прямые, домашние, почтовые, прямые групповые и другие анкеты.
Анкетер
Анкетер - участник социологического опроса, обеспечивающий работу респондента с
анкетой в соответствии с требованиями инструкции, разработанной организаторами
исследования.
Анкетирование
Survey;
Questioning;
Polling
Анкетирование - социологический метод получения информации о психологической
реакции населения на (экономические) новации с помощью анкеты.
Анкетирование работников - письменный заочный опрос работников с целью изучения их
мнения и оценок тех или иных сторон действительности, мотивов их поведения.
Анкетирование работников применяется при изучении:
- причин и мотивов текучести;
- степени удовлетворенности трудом;
- уровня притязаний работника;
- эффективности организации труда;
- отношения к труду;
- психологического климата в коллективе и других проблем.
Анкетное наблюдение
Анкетное наблюдение - статистическое несплошное наблюдение, предполагающее раздачу
определенному кругу лиц особых анкет с перечнем вопросов. Анкетное наблюдение
предусматривает неполный возврат анкет.
Анкетный метод изучения профессиональных качеств работника
Анкетный метод изучения профессиональных качеств работника - получение информации о
профессиональных интересах человека с помощью специально разработанных анкет.
Анонимность
Anonimity
От греч.Аnonymos - безымянный
Анонимность - методологическое требование, согласно которому респондент не
идентифицируется, во избежание возможного использования полученных данных против
его личных интересов.
Арест имущества
Arrest of property;
Distress;
Attachment
Арест имущества - опись имущества и объявление запрета распоряжаться им.
В гражданском процессе арест имущества применяется при исполнении судебных решений,
в качестве одной из мер по обеспечению иска.
В уголовном процессе арест имущества производится следователем для обеспечения
гражданского иска, возникающего из уголовного дела, а также в случае возможной
конфискации имущества.
Ассоциативный опрос потребителя
Associative audit;
Associative inquest
Ассоциативный опрос потребителя - метод опроса потребителей, с помощью которого
выявляется, с какими полезными качествами покупатель ассоциирует тот или иной товар
известного на рынке конкурента.
Версия
От лат.Versio - видоизменение, поворот
Версия - в следственной и судебной деятельности - предположение следователя или
суда о наличии или отсутствии событий или фактов из числа имеющих значение для
правильного разрешения дела, основанное на доказательствах и других фактических
материалах конкретного уголовного дела и построенное с учетом опыта расследования
аналогичных дел.
Вилочный опрос
Forked survey
Вилочный опрос - опрос, проводимый с помощью двух вариантов одной анкеты,
предлагающихся двум выборочным совокупностям населения.
Групповой опрос
Аудиторный опрос;
Групповое анкетирование
Групповой опрос - методическая и организационная разновидность анкетирования,
состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном
помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
Допрос
Interrogation
Допрос - в уголовном процессе - следственное действие; опрос лица по поводу
юридически значимых фактических обстоятельств дела. Полученная в ходе допроса
информация фиксируется:
- в протоколе следственного или судебного действия; а также
- в приложениях к протоколу в виде схем, аудио-, кино-, видеозаписи.
Различают допросы подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и потерпевшего.
Заключительное интервью
Заключительное интервью - в кадровой работе - метод работы администрации с
сотрудниками, увольняющимися по собственному желанию. Заключительное интервью
позволяет организации и сотруднику более взвешенно оценить факт увольнения. При
проведении заключительного интервью сотруднику предлагается назвать истинные
причины увольнения и оценить различные аспекты производственной деятельности.
Индивидуальное анкетирование
Индивидуальное анкетирование - анкетирование, не предусматривающее общности места и
времени при заполнении анкет совокупностью опрашиваемых. Обычно индивидуальное
анкетирование проводится по месту жительства, когда анкетЕр, объяснив респонденту
правила работы с анкетой, присутствует при ее заполнении и по мере надобности
консультирует по технике заполнения.
Интервью - в социальных исследованиях - целенаправленная беседа, цель которой
состоит в получении ответов на вопросы, предусмотренные программой. Интервью
позволяет:
- учесть уровень подготовленности и культуры опрашиваемого, его отношение к теме
опроса;
- гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания
ответов на предыдущие ответы;
- ставить дополнительные вопросы и т.д.
Различают свободные и стандартизированные интервью.
Интервью типа "говори и слушай"
Интервью типа "говори и слушай" - в кадровой работе - опрос, оценивающий
деятельность работника, при котором оценщик информирует работника об оценке его
работы, а затем выслушивает его мнение об этой оценке.
Интервью типа "говори и торгуйся"
Интервью типа "говори и торгуйся" - в кадровой работе - опрос, оценивающий работу
работника, при котором оценщик информирует работника об оценке его работы и дает
возможность торговаться.
Интервью, решающее проблемы
Интервью, решающее проблемы - в кадровой работе - интервью, при котором участники
выполнения работы дают оценку работы, договариваются относительно расценок, а также
решают проблемы относительно выполнения работ.
Интервьюирование работников
Интервьюирование работников - очный опрос работников с целью изучения их мнения и
оценок тех или иных сторон действительности, мотивов их поведения.
Лонгнтюдный опрос
Longitudinal survey
Лонгнтюдный опрос - опрос, позволяющий сравнивать зафиксированные в разные моменты
времени элементы поведения или признаки выбранного множества случаев.
Матричные модели
Matrix models
Матричные модели - в социологии - прямоугольные таблицы (матрицы), элементы которых
отражают взаимосвязи свойств социальных объектов.
Методы социологических исследований
Methods of sociological research
Методы социологических исследований - способы построения и обоснования
социологического знания.
Методы социологических исследований включают:
- методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;
- методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный,
корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование,
индексирование и т.д.;
- методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный,
структурно-функциональный, генетический, идеографический и др.
Опрос общественного мнения
Public opinion survey;
Public opinion poll
Опрос общественного мнения - (выборочный) вопрос, направленный на получение
информации об отношении различных категорий населения к проблемам, событиям и
фактам в конкретной социально-политической ситуации.
Опрос работников
Опрос работников - способ получения социологической информации о различных аспектах
удовлетворенности работников работой в организации. Опросы могут проводиться
методом анкетирования или методом интервьюирования.
Панель
Panel
Панель - группа лиц, участвующая в единовременном или периодическом социологическом
опросе.
Панельный опрос
Panel survey
Панельный опрос - многоразовый опрос, проводимый через определенные временные
интервалы на одной и той же совокупности с целью исследования экономических и
социальных явлений и процессов в их динамике.
Понятой
Witness;
Attesting witness
Понятой - по законодательству РФ - лицо, приглашаемое для участия в производстве
следственных действий в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом. В
качестве понятых могут выступать любые не заинтересованные в деле лица.
Почтовый опрос
Почтовое анкетирование
Mail survey
Почтовый опрос - вид заочного анкетного опроса, при котором анкета распространяется
по почте по специально подобранным адресам с просьбой к респондентам вернуть
заполненную анкету исследователю.
Предпочтение
Preference
Предпочтение - в социологии - более высокая оценка одного объекта по сравнению с
другим на основе заданного критерия.
Прессовый опрос
Press survey
Прессовый опрос - вид заочного анкетного опроса посредством публикации анкет в
периодической печати.
Репрезентативный опрос
Representative survey
Репрезентативный опрос - опрос, проводимый на основе выборочной совокупности,
позволяющий экстраполировать выводы на всю генеральную совокупность.
Респондент
Respondent
От лат.Responsum - ответ
Респондент - участник конкретного социологического исследования, являющийся
источником устной или письменной информации.
Реципиент
Recipient
От лат.Recipiens - получающий
Реципиент - в социологии - участник конкретного социологического исследования,
получающий от респондента устную или письменную информацию.
Следственные действия
Investigatory actions
Следственные действия - действия по собиранию и проверке доказательств,
осуществляемые следователем, органом дознания, прокурором, судом в установленном
законом порядке. Следственные и судебные действия по собиранию и проверке
доказательств могут производиться только на предварительном или соответственно
судебном следствии.
Следственными действиями являются: допрос, очная ставка, обыск и выемка, арест
имущества, осмотр и освидетельствование, предъявление для опознания людей и
предметов, следственный эксперимент и т.д.
Следственный изолятор
Investigatory ward
Следственный изолятор - в РФ - место для содержания подозреваемых и обвиняемых, в
отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.
Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении
осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
Социометрический опрос
Sociometric survey
Социометрический опрос - опрос, направленный на получение информации о
межличностных отношениях в группе путем фиксации предпочтений, чувства симпатии,
антипатии и т.д.
Сплошной опрос
Complete survey
Сплошной опрос - опрос, охватывающий всю генеральную совокупность.
Стандартизация
Standardization
Стандартизация - в социологических исследованиях - установление единообразных
процедур для проведения, оценки и интерпретации тестов и экспериментов с целью
сопоставимости их результатов.
Статистический артефакт - род артефакта исследования при сборе и обработке
статистических данных.
Статистическое наблюдение
Statistic observation
Статистическое наблюдение - сбор сведений по заранее разработанному плану.
Статистическое наблюдение реализуется:
- посредством отчетности по установленных формам, в установленные сроки; или
- посредством специально организованных обследований.
В зависимости от количества единиц наблюдаемого объекта различают сплошные и
несплошные (частичные) наблюдения
В зависимости от времени регистрации фактов различают:
- текущие (непрерывные) наблюдения; и
- прерывные наблюдения, которое подразделяют на единовременные и периодические.
Степень удовлетворенности работников деятельностью подразделений управления персоналом
Степень удовлетворенности работников деятельностью подразделений управления
персоналом - показатель, оцениваемый при обследовании работников на основании
следующих критериев:
- степень сотрудничества различных подразделений и служб со службой управления
персоналом;
- мнение линейных руководителей об эффективности службы управления персоналом;
- готовность службы управления персоналом к сотрудничеству со всеми работниками при
решении кадровых проблем;
- доверительность взаимоотношений с работниками;
- быстрота, качество и эффективность выполнения запросов, адресуемых службе
управления персоналом;
- оценка качества информации выдаваемой службой высшему руководству.
Телефонный опрос
Telephone survey
Телефонный опрос - вид заочного опроса, когда реципиент задает вопросы респонденту
по телефону.
Уровень удовлетворенности работников организацией
Уровень удовлетворенности работников организацией - количественно - единица минус
У/Р, где У - количество работников, уволившихся из организации по собственному
желанию, Р - среднесписочное количество работников организации за тот же период.
Уровень удовлетворенности работников организацией - качественно - показатель,
оцениваемый на основе анализа мнений работников, выявляемых путем анкетирования или
интервьюирования для выражения реакции работников на кадровую политику организации
и отдельные ее направления.
Ценз
Qualification
Ценз - в статистике - установленные значения характерных признаков, при наличии
которых изучаемые явления и объекты относят к исследуемой совокупности.
Эффект симпатии
Эффект симпатии - желание респондента при ответах пойти навстречу обследователю.