Фирма - в экономической теории - организация:
- использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли;
- владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями.
Фирма - в экономической теории - организация:
- использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли;
- владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями.
Внерыночная экономическая деятельность
Nonmarket economic activity
Внерыночная экономическая деятельность - легальная экономическая деятельность, не
отражаемая в национальных счетах: труд домохозяек, благотворительность и др.
Долгосрочный период
Long run
Долгосрочный период - в экономической теории - период, достаточно длительный, чтобы
позволить производителям товара изменить количество всех используемых ими ресурсов.
Долгосрочный период - период, в котором все ресурсы и издержки являются переменными.
Краткосрочный период
Short run
Краткосрочный период - в экономической теории -
- период, в течение которого производители продукта в состоянии изменить часть, но
не все из применяемых ресурсов; и
- период, который слишком краток для того, чтобы фирма могла изменить
производственную мощность своего предприятия, но достаточно продолжительный, чтобы
она могла изменить степень загрузки этой мощности; и
- период, в течение которого можно произвести разделение ресурсов на постоянные и
переменные издержки; и
- период, недостаточно длительный для того, чтобы фирма была в состоянии вступить в
отрасль или выйти из нее.
Максимизация прибыли
Profit maximization
Максимизация прибыли - постулат экономической теории, в соответствии с которым
фирмы комбинируют затраты и выпуск таким образом, чтобы получить наивысшую прибыль.
На совершенных рынках стремление к максимизации прибыли приводит к оптимальным по
Парето результатом.
Альтернативу постулату максимизации прибыли составляют:
- постулат поведения на основе принципа разумной достаточности,
- менеджериальная теория фирмы и др.
Ограничения на максимизацию прибыли
Limits on profit maximization
Ограничения на максимизацию прибыли - причины, снижающие стремление фирмы к
постоянной максимизации прибыли:
- ограниченность ресурсов и информации (ограниченная рациональность);
- наличие целей, связанных с развитием производства, которые прямо противоположны
задаче роста дивидендов.
Ограниченная рациональность
Bounded rationality
Ограниченная рациональность - целенаправленные действия экономических агентов в
условиях, когда принятие наиболее эффективных решений ограничено отсутствием
необходимого времени, ресурсов и информации.
Ожидания
Expectations
Ожидания - представления домохозяйств и фирм о том, какие условия сложатся в
будущем. В экономической теории считается, что ожидания могут в значительной
степени влиять на ход экономических процессов.
Поведение на основе принципа разумной достаточности
Saticficing behaviour
Поведение на основе принципа разумной достаточности - постулат экономической
теории, в соответствии с которым фирма, неспособная обеспечить максимизацию прибыли
вследствие ограниченной рациональности, стремится к получению разумно-достаточной
прибыли и к разумно-достаточному росту.
Принцип "невидимой руки"
Principle of "the invisible hand"
Принцип "невидимой руки" - по А.Смиту - предположение, согласно которому отдельная
личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от ее воли и сознания,
направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества.
Люди, действующие исключительно в личных интересах, невольно работают на благо
всего общества, направляемые "невидимой рукой" рынка.
Промысловое право
Промысловое право - право без ограничений заниматься любой хозяйственной
деятельностью в пределах соблюдения законов.
Рациональный
Rational
Рациональный - в экономической теории - характеристика поведения
- любого индивида, который поступает таким образом, что достигает поставленных им
целей; и
- любого потребителя, который тратит денежный доход на покупку товаров и услуг с
максимальной полезностью.
Самопроизвольный порядок
Spontaneous order
Самопроизвольный порядок - система координации экономических действий, при которой
независимые участники осуществляют свои действия, побуждаемые только собственными
устремлениями и на основе самостоятельно полученной информации.
Свобода выбора
Freedom of choice
Свобода выбора -
- свободное право собственников материальных ресурсов и денег использовать их по
своему усмотрению;
- свободное право рабочих заняться любым видом труда, на который они способны;
- свободное право потребителей расходовать свои доходы на цели, которые они сочтут
предпочтительными.
Собственная выгода
Собственная заинтересованность
Self-interest
Собственная выгода - цели, которые экономические агенты считают для себя наилучшими
и которых стремятся достичь.
Средний продукт
Average product
Средний продукт - общий объем произведенной продукции на единицу использованных
ресурсов.
Средний продукт = общий объем продукции, деленный на объем использованных ресурсов.
Средняя выручка
Средний доход
Average revenue
Средняя выручка - общий размер выручки от продажи продукции, деленный либо на
количество проданной продукции, либо на количество продукции, на которую предъявлен
спрос.
Если вся продукция фирмы продана по одной цене, то средняя выручка есть цена, по
которой продан продукт.
Суверенитет потребителя
Consumer sovereignty
Суверенитет потребителя - свободный выбор потребителями видов и количества товаров
и услуг.
Экономические интересы
Economic interests
Экономические интересы - побудительные мотивы хозяйственной деятельности людей,
обусловленные их местом в системе отношений собственности и общественного
разделения труда.
Экономический агент
Экономический агент - в экономической теории - домохозяйства, фирмы, государство и
внешний мир.