Стартовая страница
Тематическая группировка Расширить глоссарий Первый глоссарий Предыдущий глоссарий Основные темы Следующий глоссарий Последний глоссарий
 Глоссарий

Многоголосие

Оглавление 

Входы 

Вокальное искусство >

Духовная музыка >

Музыкальные произведения >

Музыкальные формы >

Полифония >

Склад музыки >


 

§ Музыка

Многоголосие

Многоголосие - гармонический склад музыки, основанный на сочетании нескольких самостоятельных голосов либо на сочетании мелодии с аккомпанементом или аккордовым сопровождением.

 Выходы

 >> Фуги


 

Многоголосие

Многоголосие - гармонический склад музыки, основанный на сочетании нескольких самостоятельных голосов либо на сочетании мелодии с аккомпанементом или аккордовым сопровождением.

Гетерофония

Гетерофония - тип полифонии, при котором одна и та же мелодия исполняется двумя и более голосами с небольшими расхождениями. Этот тип многоголосия характерен для фольклорных жанров.

Гомофония

Гомофония - вид многоголосия, в котором главенствует один голос или мелодия, а все остальные голоса играют подчиненную роль гармонического сопровождения или аккомпанемента.

Двойная фуга

Двойная фуга - фуга с двумя темами.
Двойная фуга может иметь:
- одну экспозицию, в которой темы проводятся одновременно; или
- две экспозиции для каждой темы отдельно, и в этом случае контрапунктическое соединение тем происходит в репризе.

Дискант

Дискант - партия в хоре или вокальном ансамбле, исполняемая высокими детскими или высокими женскими (сопрано) голосами.

Затакт

Затакт - один или несколько звуков в начале музыкальной фразы, которые записываются перед первой тактовой чертой сочинения.
Затакт всегда приходится на слабую долю и предшествует сильной доле первого полного такта.

Инвенция

От лат.Inventio - выдумка

Инвенция - небольшая двух- или трехголосная инструментальная пьеса, написанная в имитационном стиле. Часто инвенция приближается по строению к фуге или фугетте.

Интродукция

От лат.Introductio - введение

Интродукция - небольшое оркестровое вступление (в медленном темпе), предшествующее изложению главной партии в инструментальных произведениях крупной формы.

Каданс

Каденция

итал.Cadenza

Каданс - гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение, его часть или отдельное построение. Различают автентический и плагальный типы каданса.

Канон

От греч.Kanon - образец

Канон - музыкальная форма, основанная на строгой, непрерывной имитации одной и той же мелодии во всех голосах полифонического произведения. Голоса, участвующие в каноне, повторяют мелодию ведущего голоса, вступая раньше, чем эта мелодия окончится у предыдущего.

Кода

фр.Coda

От лат.Cauda - хвост

Кода - дополнительный заключительный раздел музыкальной композиции, иногда развивающий заключительный каданс.
Кода способствует завершенности сочинения; в некоторых случаях в ней достигается его главная кульминация.

Контрапункт

Контрапункт - вид композиции, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных тем.

Кэч

Раунд

Catch

От итал.Caccia - охота

Кэч - в английской музыке 17-18 веков - круговой, бесконечный канон для трех и более голосов.

Месса

Mass

лат.Missa; нем.Messe

Месса - многоголосное циклическое произведение на текст католической литургии. Месса содержит:
- неизменяемые разделы употребляющиеся в любой службе (ординарий); и
- разделы, приуроченные к определенным дням церковного года (проприй).

Мотив

Мотив - в музыке - краткая мелодико-ритмическая фигура; наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы произведения.

Музыкальная тема

Музыкальная тема - относительно законченное музыкальное построение, выражающее основную мысль произведения или его части и обычно служащее предметом дальнейшего развития.
Соотношение тем и тип их развития создают основу, на которой основывается композиционный план музыкального произведения.

Музыкальная форма

Композиция

Музыкальная форма - композиционный план музыкального произведения, включающий:
- особенности построения музыкального произведения:
- соотношение и способы развития музыкально-тематического материала;
- соотношение и чередование тональностей.
Различают:
- трехчастные музыкальные формы, построенные по схеме А-В-А с повторением в конце начального эпизода;
- двухчастные музыкальные формы, построенные по схеме А-В;
- свободные музыкальные формы и др.

Органум

лат.Organum

От греч.Organon - инструмент

Органум - в раннем Средневековье - форма ранней западной полифонии, в которой используются мелодии, заимствованные из церковной монодии. В органуме все голоса имели одинаковый ритмический рисунок и записывались в свободном метре, без тактовых черт.

Остинато

итал.Ostinato

Остинато - многократно повторяющийся мелодический или ритмический оборот. С помощью остинато передается состояние тревожного ожидания, изображается комическая ситуация и т.п.

Параллельное движение

Параллельное движение - в музыке - восходящее или нисходящее параллельное движение двух и более голосов, при котором между этими голосами сохраняется одно и то же интервальное расстояние.

Период

Период - построение, в котором изложена более или менее завершенная музыкальная мысль. Иногда в форме периода строится целое произведение: романсы, прелюдии и т.п.

Полифония

Полифония - вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии ряда гармонических мелодий.
Полифоническими формами являются: фуга, фугетта, инвенция, канон.
Полифонические формы применяются для создания самостоятельных пьес и частей крупных циклических произведений.

Принцип репризы

Принцип репризы - принцип музыкального формообразования, заключающийся в повторении ранее изложенного материала после раздела, заключающего в себе развитие старого или изложение нового материала.

Разработка

Разработка - в музыке - раздел музыкальной формы произведения, в котором его тематический материал подвергается наиболее сильным изменениям. Разработка может осуществляться:
- либо путем вариационного развития ранее звучавших тем;
- либо посредством дробления темы на небольшие отрезки, которые затем подвергаются различным изменениям и др.

Связка

Связка - фрагмент второстепенного содержания, который служит переходом от одного раздела музыкальной формы к другому.

Склад

Письмо

Склад - тип взаимодействия голосов в музыкальной ткани. Основными типа склада являются монодия, полифония и гомофония.

Соло

Соло - в крупных музыкальных произведениях - самостоятельная партия или эпизод, исполняемый одним (солирующим) певцом или инструменталистом.
 >> Фуга

нем.Fuge

От лат.Fuga - бегство

Фуга - высшая форма полифонических произведений, основанная на имитационном проведении одной, двух и более тем во всех голосах по определенному тонально-гармоническому плану. Различают:
- простые фуги на одну тему; и
- сложные фуги на две, три и более тем.

Эпизод

Эпизод - раздел крупной музыкальной формы, построенный в особой тональности на новой теме, а иногда - в другом темпе.

  Первый  <<  Предыдущий

 Оглавление глоссария No.3273
(2-е расширение)

Следующий  >>  Последний 

Многоголосие / Гетерофония / Гомофония / Двойная фуга / Дискант / Затакт / Инвенция / Интродукция / Каданс / Канон / Кода / Контрапункт / Кэч / Месса / Мотив / Музыкальная тема / Музыкальная форма / Органум / Остинато / Параллельное движение / Период / Полифония / Принцип репризы / Разработка / Связка / Склад / Соло / Фуга / Эпизод


Библиография  |  webadmin@glossary.ru
Copyright © 2000-2020 «Web-and-Press»

  

Курильский бобтейл;
Служебная библиотека
СИАРЕС

Деловой двор
Бухгалтерский учет для


  


Rambler's Top100
Rambler's Top100