Глоссарий
Экспертные системы

Экспертная система (ЭС)
англ.Expert system
Экспертная система - система искусственного интеллекта, включающая знания об определенной слабо структурированной и трудно формализуемой узкой предметной области и способная предлагать и объяснять пользователю разумные решения. Экспертная система состоит из базы знаний, механизма логического вывода и подсистемы объяснений.

База знаний (БЗ)
англ.Knowledge base
База знаний - семантическая модель, описывающая предметную область и позволяющая отвечать на такие вопросы из этой предметной области, ответы на которые в явном виде не присутствуют в базе. База знаний является основным компонентом интеллектуальных и экспертных систем.

Интеллектуальный редактор базы знаний
Интеллектуальный редактор базы знаний - программа, предоставляющая инженеру по знаниям возможность создавать базу знаний в интерактивном режиме. Интеллектуальный редактор включает в себя систему шаблонов языка представления знаний, подсказки и другие сервисные средства, облегчающих работу с базой.

Консультационный режим
Консультационный режим - в экспертных системах - интерактивный режим эксплуатации базы знаний, при котором пользователь продвигается к решению задачи.

Машина логического вывода
син.Дедуктивная машина; Блок логического вывода; Решатель
Машина логического вывода - программа, моделирующая механизм рассуждений и оперирующая знаниями и данными с целью получения новых данных из знаний и других данных, имеющихся в рабочей памяти. Обычно машина логического вывода использует программно реализованный механизм дедуктивного логического вывода или механизм поиска решения в сети фреймов или семантической сети.

Подсистема общения
Подсистема общения - программа:
- входящая в состав экспертной системы;
- служащая для ведения диалога с пользователем, в ходе которого ЭС запрашивает у пользователя необходимые факты для процесса рассуждения; и
- предоставляющая возможность пользователю в определенной степени контролировать и корректировать ход рассуждений экспертной системы.

Подсистема объяснений
Подсистема объяснений - программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы:
- "Как было получено то или иное решение?"; обычно ответ на этот вопрос представляет собой трассировку всего процесса вывода решения с указанием использованных фрагментов базы знаний; и
-"Почему было принято такое решение?"; обычно ответ на этот вопрос есть ссылка на умозаключение, непосредственно предшествовавшее полученному решению.

Подсистема приобретения знаний
Подсистема приобретения знаний - программа, предназначенная для корректировки и пополнения базы знаний.
Подсистема приобретения знаний - в простейшем случае - интеллектуальный редактор базы знаний.
Подсистема приобретения знаний - в более сложных случаях - средства для извлечения знаний:
- из баз данных;
- из неструктурированного текста;
- из графической информации и т.д.

Пользователь
Пользователь - в экспертных системах - проблемный специалист, для которого предназначена экспертная система. Считается, что квалификация пользователя недостаточно высока, и поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны экспертной системы.

Программное обеспечение (ПО)
англ.Software
Программное обеспечение - комплекс программ:
- обеспечивающих обработку или передачу данных;
- предназначенных для многократного использования и применения разными пользователями.
По видам выполняемых функций программное обеспечение подразделяется на системное, прикладное и инструментальное.
Программное обеспечение - согласно ГОСТ 19781-90 - совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для их эксплуатации.

Система, основанная на знаниях
англ.Knowledge-based system
Система, основанная на знаниях - система искусственного интеллекта, в которой предметные знания представлены в явном виде и отделены от прочих знаний системы.

[ 29-04-2024 www.glossary.ru]