Глоссарий
Шлюпки

Шлюпка
Шлюпка - малое гребное, парусное или моторное беспалубное судно.
По назначению шлюпки подразделяются на служебные, спасательные и спортивные.
По числу весел шлюпки подразделяются:
- на баркасы (до 22 весел)
- на катера (10-16 весел);
- на вельботы (4-8 весел);
- на ялы (2-6 весел); и
- на двухвесельные тузики.

Анкерок
Анкерок - деревянный бочонок вместимостью 16-30 литров для хранения питьевой воды на шлюпке.

Банка
Банка - доска, придающая шлюпке поперечную прочность, одновременно служащая сиденьем для гребцов.

Баркас
Баркас - в ВМФ - гребно-парусная шлюпка, имеющая от 14 до 22 весел.

Вельбот
Вельбот - быстроходная 4-8-весельная шлюпка, имеющая острые образования носа и кормы, а также полные обводы корпуса. По роду привода различают гребно-парусные и гребно-парусно-моторные вельботы. Вельбот может иметь ручной привод на гребной винт, который приводится во вращение с помощью специальных качалок.

Гиг
Гиг - беспалубная судовая шлюпка с наборной обшивкой, с прямыми бортами, прямым форштевнем и планширем.

Гичка
Гичка - легкая длинная быстроходная гребная шлюпка с транцевой кормой.
До 1917 года гичка использовалась на военных кораблях для разъездов адмиралов и командиров.
Современные спортивные гички имеют до 10 весел.

Грузоподъемность шлюпки
Грузоподъемность шлюпки - число людей или масса груза, транспортировка которых на шлюпках безопасна в тихую погоду.
Принято считать, что:
- баркасы, способны перевозить по 5 человек на каждое весло;
- гребные катера - по 5 человек на банку (сиденье);
- шестивесельные шлюпки - до 12 человек (массой по 80 кг каждый).
При движении под парусом грузоподъемность шлюпки уменьшается вдвое.

Загребной
Загребной - первый от кормы с правого борта гребец на шлюпке, по которому равняются при гребле все остальные гребцы.

Катер
Катер - гребно-парусная 10-16-весельная шлюпка более легкой конструкции, чем баркас.

Маломерное судно
Маломерное судно - в РФ -
- либо судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью до 12 человек включительно, с главными двигателями мощностью до 55 кВт (75 л.с.) или c подвесным моторами;
- либо гребная лодка грузоподъемностью более 100 кг;
- либо байдарка грузоподъемностью более 150 кг;
- либо надувное судно грузоподъемностью более 225 кг.

Навесить руль
Навесить руль - поставить руль шлюпки на место; вложить крючья руля в петли, прибитые к ахтерштевню.

Носовой люк
Носовой люк - на шлюпках - деревянная решетка, служащая носовым сиденьем.

Планширь
Планширь - деревянный брус с гнездами для уключин, идущий вдоль борта шлюпки и покрывающий верхние концы шпангоутов. Планширь является одной из связей, обеспечивающих прочность корпуса шлюпки.

Спасательная шлюпка
англ.Lifeboat
Спасательная шлюпка - гребная, парусная или моторная шлюпка специальной конструкции с расположенными на ней неприкосновенными запасами и оборудованием:
- предназначенная для спасения людей при гибели или аварии судна;
- вмещающая до 180 человек.
На гражданских судах спасательная шлюпка обычно выполняется в виде вельбота.
Отличают надувные спасательные шлюпки, сложенные в специальной упаковке, имеющие закрытые помещения для пострадавших, а также механический привод.

Степс
Степс - наглухо прикрепленное к кильсону шлюпки стальное или деревянное гнездо, в которое вставляется мачта своим шпором.

Судовой номер шлюпки
Судовой номер шлюпки - порядковый номер корабельной шлюпки. Шлюпкам, расположенным на правом борту корабля, даются нечетные номера, а на левом - четные.

Транец
Транец - концевое плоское образование кормы всех шлюпок за исключением вельботов.

Туз
син.Тузик
Туз - маленькая двухвесельная шлюпка легкой конструкции на одного гребца. Туз - наименьшая из судовых шлюпок, имеющая длину до 3 м.

Фалень
син.Фалинь
англ.Painter; Boat rope
Фалень - концы растительного троса длиной до 20 м, ввязанные в носовой и кормовой рым шлюпки.
На одном из концов фаленя делается очко и обшивается кожей, другой конец оплетается и продевается в рым шлюпки.
Фалень служит для буксировки, постановки шлюпок на выстрел и т.п.

Фофан
Фофан - вид гребных шлюпок, предназначенных для массового катания.

Четырехвесельный ял
син.Четверка
Четырехвесельный ял - шлюпка с четырьмя (вальковыми) веслами.

Шестивесельный ял
син.Шестерка
Шестивесельный ял - мореходная шлюпка с шестью вальковыми веслами, имеющая:
- длину 6.11 м, ширину 1.83 м;
- высоту от киля до планширя 0.78 м;
- массу 600-650 кг;
- парусное вооружение.
На каждой банке шестерки сидят по два гребца.
Шестивесельный ял используется:
- для обучения личного состав морской практике;
- для связи с другими кораблями и берегом;
- для перевозки малых грузов; и
- для спортивных целей.

Шлюпочная киса
Шлюпочная киса - плотный парусиновый мешок, в котором хранятся запасные части шлюпочного снаряжения.

Шлюпочная пробка
Шлюпочная пробка - деревянный или металлический ввинчивающийся стержень, которым закрывают отверстие в днище шлюпки, служащее для спуска воды после подъема шлюпки. Шлюпочная пробка крепится к шлюпке на коротком шнурке.

Шлюпочные паруса
Шлюпочные паруса - паруса, устанавливаемые на шлюпках.

Юзинь
Юзинь - особый вид линя из тонкой высококачественной пеньки в три каболки. Юзинь применяется для обделки шлюпочного такелажа.

Ял
Ял - короткая широкая шлюпка с полными обводами и транцевым кормовым срезом. По числу весел ялы разделяются на шестивесельные (шестерки), на четырехвесельные (четверки) и на двухвесельные (двойки).

Ялик
Ялик - 2-4-весельная шлюпка для небольших закрытых акваторий: для озер, для рек и заливов.

[ 03-05-2024 www.glossary.ru]