Глоссарий
Судовладельцы

Судовладелец
англ.Shipowner; Ship holder
Судовладелец - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Английская система ограничения ответственности судовладельца
Английская система ограничения ответственности судовладельца - система, при которой ответственность судовладельца ограничивается суммой, равной произведению определенного количества денежных единиц на тоннаж судна.

Арматор
англ.Armator
От лат.Armator - вооружающий, снаряжающий
Арматор - лицо, эксплуатирующее морское судно безотносительно к тому, принадлежит ли оно ему по праву собственности или нет. Арматор снаряжает судно в рейс, снабжает средствами, нанимает экипаж, приглашает капитана и несет ответственность за действия последнего.

Гаагские правила
англ.Hague rules
Гаагские правила - основные международные положения, определяющие объем ответственности судовладельцев при перевозке грузов по коносаментам. Гаагские правила приведены в Брюссельской Международной конвенции об унификации некоторых правил в отношении коносаментов от 25 августа 1924г.

Германская система ограничения ответственности судовладельца
Германская система ограничения ответственности судовладельца - система, при которой ответственность судовладельца ограничивается судном и фрахтом, причем объектом взыскания служит судно и фрахт.

Изменение судовладельца
англ.Change of ownership
Изменение судовладельца - автоматическое прекращение действия страхового полиса в случае, когда у застрахованного судна меняется судовладелец. Нетто-премия подлежит возврату в сумме пропорциональной количеству дней, в течение которых оно находилось на ответственности страховщика. Полис может возобновить свое действие только с согласия страховщика.

Конвенция об ограничении ответственности по морским претензиям
Конвенция об ограничении ответственности по морским претензиям - принятая в 1976г. в Лондоне конвенция, в которой:
- определены лица, имеющие право на ограничение ответственности;
- перечислены претензии, по которым может быть ограничена ответственность;
- установлены лимиты ответственности;
- регламентирован порядок образования и распределения ограничительного фонда.

Коносаменты и изъятия из ответственности
англ.Bills of Lading and Indemnities
Коносаменты и изъятия из ответственности - чартерная оговорка, устанавливающая, что коносаменты подписываются по указанию фрахтователя без ущерба для чартера, и что судовладелец при этом освобождается от всякой дополнительной (по сравнению с чартером) ответственности, которая может возникнуть в связи с подписанием коносаментов.

Лимит ответственности по каждому судну
Лимит ответственности по каждому судну - ограничение имущественной ответственности судовладельца исходя из норм национального морского права, а также международных обычаев мореплавания.

Небрежность судовладельца
англ.Negligence of shipowner; The negligence clause
Небрежность судовладельца - оговорка в страховом полисе, согласно которой покрывается риск небрежности капитана, помощников, команды, механиков и лоцманов: если со стороны лиц, которым вверено судно, допущена небрежность, судовладелец должен за это нести ответственность. Вместе с тем, если какой-либо акт небрежности совершен преднамеренно или является уголовным актом, судовладелец не считается виновным, при условии, что он принял со своей стороны необходимые меры предосторожности.

Оговорка Парамаунт
англ.Paramount clause
Оговорка Парамаунт - чартерная оговорка, в которой устанавливается, что все коносаменты на груз данного чартера должны содержать оговорку "Парамаунт" о соблюдении Гаагских правил.

Оговорка о судах, принадлежащих одному судовладельцу
англ.Sister ship clause
Оговорка о судах, принадлежащих одному судовладельцу - оговорка, которая касается судов, принадлежащих одному судовладельцу, и применяется, в случае столкновения судов или в случае спасательной операции - помощи одного судна другому судну. Согласно оговорке о судах, принадлежащих одному судовладельцу, страховщики соглашаются на рассмотрение претензий, как если бы суда принадлежали разным судовладельцам.

Романская система ограничения ответственности судовладельца
Романская система ограничения ответственности судовладельца - система, при которой собственник судна хотя и отвечает за любое принадлежащее ему имущество, но может ограничить свою ответственность, отказавшись от судна и фрахта в пользу кредиторов.

Ротация на усмотрение судовладельца
англ.Rotation at shipowners option
Ротация на усмотрение судовладельца - чартерная оговорка, согласно которой, судовладелец имеет право устанавливать последовательность заходов в порты, если судно заходит в несколько портов.

Страхование ответственности судовладельцев
англ.Insurance of shipowner's liability
Страхование ответственности судовладельцев - страхование гражданской ответственности судовладельцев за ущерб, нанесенный в ходе эксплуатации судов, имуществу, здоровью и жизни третьих лиц.

Страховой интерес судовладельца
англ.Shipowner's interest
Страховой интерес судовладельца - судно, его оборудование, снаряжение и такелаж, а также:
- ответственность перед грузовладельцами и третьими лицами в связи с повреждениями и ущербом, которые могут быть причинены имуществу и лицам;
- ожидаемый фрахт и суммы за сданное в наем судно по чартеру;
- дисбурсментские;
- прибыль от эксплуатации судна;
- премии за страхование судов на определенное время;
- возвраты страховых премий;
- контрибуции по общей аварии или спасанию.

Фрахтовая комиссия
англ.Brokerage
Фрахтовая комиссия - комиссия, которая выплачивается судовладельцем фрахтовому брокеру за его услуги по подысканию груза, за переговоры с фрахтователями и оформление чартера.

[ 28-04-2024 www.glossary.ru]