Глоссарий
Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция
англ.Perfect competition
Совершенная конкуренция - идеализированное состояние товарного рынка, характеризующееся:
- присутствием на рынке большого числа независимых предпринимателей (продавцов и покупателей);
- возможностью для них свободно выходить на рынок и покидать его;
- равным доступом к информации и однородным продуктом.
При совершенной конкуренции отдельный предприниматель либо отдельный покупатель не имеют возможности назначать цену.

Абсолютная мобильность
Абсолютная мобильность - условие совершенной конкуренции, подразумевающее, что труд и капитал, могут свободно перетекать из одной отрасли своего использования в другую отрасль:
- работники могут без труда менять род занятий, а также перемещаться в другие географические районы;
- инвестиционные средства могут изыматься из менее прибыльных проектов и вкладываться в более прибыльные виды деятельности.

Безубыточность продаж
син.Точка безубыточности; Критическая точка; Порог рентабельности; Точка самоокупаемости; Точка нулевой прибыли
англ.Sales break-even; Break-even point (BEP)
Безубыточность продаж - объем продаж, при котором предприятие в состоянии покрыть все свои затраты, не получая прибыли.
Безубыточность продаж - объем продаж, при котором величина себестоимости точно равна объему продаж.
Безубыточность продаж = Постоянные затраты / (1 - (Удельные переменные затраты / Цена единицы продукции)).

Конкуренция
англ.Competition
От лат.Concurre - сталкиваться
Конкуренция - в повседневном понимании - соперничество экономических субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция - в классической экономической теории - элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.
Конкуренция - в теории строения рынка - критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Невидимая рука
англ.Invisible hand
фр.Laissez faire
Невидимая рука - по А.Смиту - объективный способ, которым рыночный механизм координирует решения покупателей и продавцов.
При падении популярности товара снижение спроса приводит к падению цены, в результате чего производители начинают терпеть убытки, объемы производства такого товара падают, падают и объемы задействованных для его изготовления ресурсов.
При повышением спроса процесс разворачивается в обратном направлении.
Сигнальная функция прибыли незаметно, но надежно обеспечивает такое распределение ресурсов, которое уравновешивает спрос и предложение.

Нормальная прибыль
англ.Normal profit
Нормальная прибыль - уровень прибыли, необходимый и достаточный для того, чтобы ресурсы, задействованные в производстве конкретного продукта, не были пущены на другие цели.
Превышение объемов нормальной прибыли привлекает в отрасль дополнительные ресурсы и создает условия для доступа в отрасль новых компаний.
При уровне прибыли ниже нормального часть ресурсов выводится из отрасли в расчете на более благоприятные возможности производства других товаров.
Нормальная прибыль - важный компонент условий совершенной конкуренции, при которых в долгосрочном периоде возможно получать только нормальную прибыль.
Нормальная прибыль - практически - прибыль на вложенный капитал, которая могла бы быть получена, если бы капитал владельцев предприятия был отдан в ссуду или в аренду, а не направлен в производство.

Однородность продукции
Однородность продукции - идентичность продуктов, невозможность определения поставщика поступившей массы продукции.
Однородность продукции - важное условие совершенной конкуренции: чем более однородна продукция, тем более ожесточенна конкуренция.

Полиополия
син.Полиполия
англ.Polyopoly
Полиополия - тип отраслевого рынка с небольшим числом крупных продавцов, но не настолько малым, чтобы оказывать определяющее монопольное влияние на рыночные цены.

Работающая конкуренция
Работающая конкуренция - состязание экономических субъектов на товарном рынке, характеризующееся:
- наличием крупнейшей фирмы, производящей незначительный объем продаж/покупок всего рынка;
- высокой степенью мобильности ресурсов между рынками;
- отсутствием или незначительной величиной необратимых издержек;
- наличием потенциальных конкурентов.

Свободная конкуренция
англ.Free competition
Свободная конкуренция - конкуренция, при которой деятельность отдельных предпринимателей, направленная на производство и сбыт товаров, не ограничена государственным регулированием и существованием монополий.

Совершенно конкурентный рынок
син.Рынок совершенной конкуренции
англ.Absolutely competitive market
Совершенно конкурентный рынок - рынок, на котором ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния ни на цену, ни на масштабы продаж.

Теория совершенной конкуренции
англ.Theory of perfect competition
Теория совершенной конкуренции - теория поведения производителей и продавцов в условиях, когда ни один из них не в состоянии оказывать влияние на рыночную цену.

Цена, обеспечивающая справедливую прибыль
англ.Fair-return price
Цена, обеспечивающая справедливую прибыль - цена продукта, которая позволяет производителю получать нормальную прибыль.
Цена, обеспечивающая справедливую прибыль, равна средним издержкам производства этого продукта.

Чистая конкуренция
англ.Pure competition
Чистая конкуренция - конкуренция большого числа мелких покупателей и продавцов, каждый из которых:
- обладает достаточно полной рыночной информацией; и
- не может контролировать рыночный спрос, поставку товара на рынок и цену на него.

Эффективность распределения ресурсов
син.Аллокативная эффективность
англ.Allocative efficiency
Эффективность распределения ресурсов - уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую. В такой ситуации общество находится на границе полезности-возможности.
Степень эффективности распределения ресурсов, определяется не желаниями и намерениями производителя, а запросами потребителей. Наиболее эффективным способом распределения ресурсов будет тот, который в наибольшей степени соответствует действительным потребностям покупателей.

[ 02-05-2024 www.glossary.ru]