Глоссарий
Социальные эксперименты
Социальный эксперимент
англ.Social experiment
Социальный эксперимент - метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Социальный эксперимент предполагает:
- внесение изменений в сложившиеся отношения;
- контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп;
- анализ и оценку результатов этого влияния.
Контрольная группа
англ.Control group
Контрольная группа - группа индивидов, в которую не вводятся экспериментальные стимулы. При проведении эксперимента контрольная группа используется для сравнения.
Лабораторное наблюдение
син.Экспериментальное наблюдение
англ.Experimental observation
Лабораторное наблюдение - тип наблюдения, при котором сбор информации проводится в искусственно созданных для изучаемой группы условиях, контролируемых исследователем.
Методы социологических исследований
англ.Methods of sociological research
Методы социологических исследований - способы построения и обоснования социологического знания.
Методы социологических исследований включают:
- методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;
- методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;
- методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др.
Полевой эксперимент
англ.Field experiment
Полевой эксперимент - в социологии - эксперимент, в котором воздействие экспериментального фактора происходит в реальной социальной ситуации. По степени активности исследователя различают:
- естественные эксперименты, в которых исследователь принимает позицию наблюдателя, не вмешивается в ход событий; и
- активно направленные эксперименты, в которых исследователь вводит в действие экспериментальный фактор.
Реактивность
англ.Reactivity
Реактивность - в социологии - способность изучаемых субъектов реагировать на те или иные обстоятельства, сопутствующие исследовательскому процессу.
Управляемая ассоциация
син.Контролируемая ассоциация
англ.Controllable association; Controlled association
От лат. associatio - объединение, связь
Управляемая ассоциация - экспериментальный метод, заключающийся в том, что испытуемому предлагается слово-стимул, на которое он должен реагировать словом, состоящим в определенной логико-семантической связи с предыдущим.
Хоторнский эксперимент
англ.Hawthor experiment
Хоторнский эксперимент - ряд исследований, выполненных в США в 1920-1930 гг. на хоторнских предприятиях (Чикаго) под руководством Э.Мэйо. В результате этих исследований была пересмотрена роль человеческого фактора в производстве и открыто явление неформальной организации, регулирующей различные стороны социальной жизни производственного коллектива.
Эксперимент
англ.Experiment
От лат.Experimentum - опыт
Эксперимент - общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами.
Экспериментальная группа
англ.Experimental group; Contrived group
Экспериментальная группа - группа индивидов, в которую вводятся определенные стимулы при проведении эксперимента.
Эффект большинства
англ.Effect of majority opinion
Эффект большинства - изменение мнения испытуемого под влиянием мнения, высказанного большинством той же группы испытуемых.
Эффект бумеранга
англ.Effect of boomerang
Эффект бумеранга - в эксперименте - отрицательная реакция испытуемого на воздействие, имеющее целью изменить его представление о каком-либо предмете или событии. Испытуемый отказывается принять навязываемое представление и энергично отстаивает собственную точку зрения. Если попытки воздействия становятся слишком настойчивыми, испытуемый вообще отказывается от коммуникации.
[ 03-05-2024 www.glossary.ru]