Глоссарий
Полифония

Полифония
Полифония - вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии ряда гармонических мелодий.
Полифоническими формами являются: фуга, фугетта, инвенция, канон.
Полифонические формы применяются для создания самостоятельных пьес и частей крупных циклических произведений.

Гетерофония
Гетерофония - тип полифонии, при котором одна и та же мелодия исполняется двумя и более голосами с небольшими расхождениями. Этот тип многоголосия характерен для фольклорных жанров.

Гокет
Гокет - в средневековой музыке - тип полифонической техники, состоящий в распределении отдельных звуков или отрезков мелодической линии по разным голосам.

Голосоведение
Голосоведение - движение каждого из голосов полифонического произведения. Голосоведение подчиняется своим особым законам.

Имитация
От лат.Imitatio - подражание
Имитация - точное или несколько измененное повторение музыкальной мысли в разных голосах полифонической фактуры.

Инвенция
От лат.Inventio - выдумка
Инвенция - небольшая двух- или трехголосная инструментальная пьеса, написанная в имитационном стиле. Часто инвенция приближается по строению к фуге или фугетте.

Канон
От греч.Kanon - образец
Канон - музыкальная форма, основанная на строгой, непрерывной имитации одной и той же мелодии во всех голосах полифонического произведения. Голоса, участвующие в каноне, повторяют мелодию ведущего голоса, вступая раньше, чем эта мелодия окончится у предыдущего.

Кантус фирмус
От лат.Cantus firmus - прочный напев
Кантус фирмус - ведущая (часто заимствованная) мелодия, составляющая основу полифонической композиции.

Кондукт
лат.Conductus
От лат.Conduco - сопровождаю
Кондукт - в 12-13 веках - светское или духовное полифоническое хоровое произведение на латинский текст. Для кондукта характерны:
- свободная композиция;
- отказ от использования ранее существовавших мелодий;
- использование во всех голосах единого текста и единого ритмического рисунка.

Кэч
син.Раунд
англ.Catch
От итал.Caccia - охота
Кэч - в английской музыке 17-18 веков - круговой, бесконечный канон для трех и более голосов.

Многоголосие
Многоголосие - гармонический склад музыки, основанный на сочетании нескольких самостоятельных голосов либо на сочетании мелодии с аккомпанементом или аккордовым сопровождением.

Музыкальная форма
син.Композиция
Музыкальная форма - композиционный план музыкального произведения, включающий:
- особенности построения музыкального произведения:
- соотношение и способы развития музыкально-тематического материала;
- соотношение и чередование тональностей.
Различают:
- трехчастные музыкальные формы, построенные по схеме А-В-А с повторением в конце начального эпизода;
- двухчастные музыкальные формы, построенные по схеме А-В;
- свободные музыкальные формы и др.

Органум
лат.Organum
От греч.Organon - инструмент
Органум - в раннем Средневековье - форма ранней западной полифонии, в которой используются мелодии, заимствованные из церковной монодии. В органуме все голоса имели одинаковый ритмический рисунок и записывались в свободном метре, без тактовых черт.

Тенор
Тенор - в средневековой полифонии - основной голос излагающий крупными длительностями основную тему композиции.

Фуга
нем.Fuge
От лат.Fuga - бегство
Фуга - высшая форма полифонических произведений, основанная на имитационном проведении одной, двух и более тем во всех голосах по определенному тонально-гармоническому плану. Различают:
- простые фуги на одну тему; и
- сложные фуги на две, три и более тем.

[ 10-05-2024 www.glossary.ru]