Глоссарий
Организации

Организация
англ.Organization
От фр.Organisation - устраиваю
Организация - в широком смысле - социально-экономическая система, созданная для достижения коммерческих или некоммерческих целей.
Организация - в узком смысле - объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Организация
англ.Organization
Организация - согласно ISO - компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, орган власти, их часть или комбинация, объединенная с другими или нет, частная или государственная, которая выполняет свои функции и имеет систему управления. В том случае, если в организацию входят несколько структурных единиц, такие единицы могут рассматриваться как организации.

Власть
англ.Power
Власть - в организации - форма влияния:
- определяющая круг ответственности исполнителя перед вышестоящим руководителем;
- обеспечивающая профессиональную экспертизу всех принимаемых решений;
- обусловливающая координацию усилий всех членов организации.

Внешняя среда
Внешняя среда - совокупность условий, в которых протекает деятельность организации. Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния.

Внутренняя среда организации
син.Внутренние факторы влияния на организацию
Внутренняя среда организации - часть общей среды, находящаяся в рамках организации:
- человеческие ресурсы;
- технические ресурсы.
- коммерческие ресурсы;
- финансовые ресурсы.
Внутренняя среда оказывает постоянное и непосредственное воздействие на функционирование организации.

Жизненный цикл организации
Жизненный цикл организации - совокупность стадий, через которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.

Коммерческая организация
Коммерческая организация - юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
В РФ коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; допускается создание объединений коммерческих и/или некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Культура организации
син.Организационная культура; Корпоративная культура
англ.Corporative culture
Культура организации - свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее миссией и стратегией развития и находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей, разделяемых большинством работников. Компонентами культуры организации являются:
- принятая система лидерства;
- стили разрешения конфликтов;
- действующая система коммуникации;
- положение индивида в организации;
- принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.

Миссия организации
Миссия организации - философия и предназначение организации, смысл ее существования на рынке, отличие организации от остальных организаций.
Философия организации определяет ее культуру и социальные ценности.
Предназначение организации характеризуется целями и задачами, для реализации которых организация осуществляет свою деятельность.
Обычно в миссии провозглашаются:
- социальные обязательства и гражданская ответственность перед обществом;
- принципы отношения к различным группам общественности, к окружающей среде и т.д.

Нормативная система организации
син.Корпоративное право
Нормативная система организации - совокупность норм, прямо или косвенно регулирующих деятельность организации. Различаю два типа норм:
- нормы, регулирующие производственный процесс;
- нормы, регулирующие организационные процессы, направленные на воспроизводство самой организации как целостной системы.

Персонал
син.Персонал организации
англ.Personnel
От лат.Personalis - личный
Персонал - личный состав организации, работающий по найму. Персонал работает на обеспечение целей организации.

Приверженность организации
Приверженность организации - отношение работника к организации, когда он:
- разделяет и делает своими собственными цели организации и ее ценности;
- стремится оставаться в организации;
- готов принести в жертву организационным интересам личные интересы.

Развитие организации
Развитие организации - процесс, направленный на изменение образа действий сотрудников организации с целью повышения эффективности ее функционирования и улучшения внутрифирменного климата.

Реорганизация
англ.Reorganization
Реорганизация - перестройка, преобразование, совершенствование организационных отношений в действующих структурах.

Социальная организация
англ.Social organization
Социальная организация - система социальных групп и отношений между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации.
Социальная организация - по А.И.Пригожину - группа людей, совместно и координированно реализующая общую цель.

Социальная система
англ.Social system
Социальная система - целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей.

Социальная среда организации
Социальная среда организации - совокупность факторов, определяющих качество трудовой жизни работников:
- социальная инфраструктура организации;
- условия работы и охрана труда;
- социальная защищенность работников;
- социально-психологический климат коллектива;
- материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты;
- внерабочее время и использование досуга.

Способность к адаптации
Способность к адаптации - критерий, отражающий способность организации реагировать на изменения, возникающие в результате действия внутренних или внешних сил.

Статус организации
От лат.Status - положение
Статус организации - правовое положение организации, характеризуемое и определяемое ее организационно-правовой формой, уставом, свидетельством о регистрации, правами и обязанностями, ответственностью, полномочиями, вытекающими из законодательных и нормативных актов.

Структура управления организацией
син.Организационная структура управления (Оргструктура управления)
Структура управления организацией - совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Основными элементами организационной структуры являются:
- уровни управления;
- подразделения и звенья управления;
- управленческие связи.

Структурное подразделение
Структурное подразделение - официально выделенная часть предприятия или учреждения вместе с относящимися к ней работники, выполняющими установленный круг обязанностей и отвечающих за выполнение возложенных на них задач. Обычно подразделения выделяются по признаку общности выполняемых работ. Различают функциональные и производственные подразделения.

Эффективность организации
син.Результативность организации
Эффективность организации - соотношение результатов деятельности и затраченных на их достижение трудовых и материальных ресурсов.

[ 08-05-2024 www.glossary.ru]