Глоссарий
Опросы

Опрос
англ.Survey research; Poll
Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Различают
- письменные опросы (анкетирование);
- устные опросы (интервьюирование);
- очные опросы;
- заочные опросы: почтовые, телефонные, и др.
+ экспертные, массовые, выборочные, сплошные и другие опросы.

Анкета
син.Вопросник; Анкетный опрос; Опросный лист
англ.Form; Questionnaire
От фр.Enquete - расследование
Анкета - составляемый аналитиками опросный лист со списком вопросов, ответы на которые позволяют провести экономическое, социологическое обследование, изучить общественное мнение. Анкета самостоятельно заполняется опрашиваемым по указанным в ней правилам.
Различают прямые, домашние, почтовые, прямые групповые и другие анкеты.

Анкетер
Анкетер - участник социологического опроса, обеспечивающий работу респондента с анкетой в соответствии с требованиями инструкции, разработанной организаторами исследования.

Анкетирование
англ.Survey; Questioning; Polling
Анкетирование - социологический метод получения информации о психологической реакции населения на (экономические) новации с помощью анкеты.

Анонимность
англ.Anonimity
От греч.Аnonymos - безымянный
Анонимность - методологическое требование, согласно которому респондент не идентифицируется, во избежание возможного использования полученных данных против его личных интересов.

Ассоциативный опрос потребителя
англ.Associative audit; Associative inquest
Ассоциативный опрос потребителя - метод опроса потребителей, с помощью которого выявляется, с какими полезными качествами покупатель ассоциирует тот или иной товар известного на рынке конкурента.

Допрос
англ.Interrogation
Допрос - в уголовном процессе - следственное действие; опрос лица по поводу юридически значимых фактических обстоятельств дела. Полученная в ходе допроса информация фиксируется:
- в протоколе следственного или судебного действия; а также
- в приложениях к протоколу в виде схем, аудио-, кино-, видеозаписи.
Различают допросы подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и потерпевшего.

Интервью
англ.Interview
Интервью - в социальных исследованиях - целенаправленная беседа, цель которой состоит в получении ответов на вопросы, предусмотренные программой. Интервью позволяет:
- учесть уровень подготовленности и культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса;
- гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания ответов на предыдущие ответы;
- ставить дополнительные вопросы и т.д.
Различают свободные и стандартизированные интервью.

Лонгнтюдный опрос
англ.Longitudinal survey
Лонгнтюдный опрос - опрос, позволяющий сравнивать зафиксированные в разные моменты времени элементы поведения или признаки выбранного множества случаев.

Методы социологических исследований
англ.Methods of sociological research
Методы социологических исследований - способы построения и обоснования социологического знания.
Методы социологических исследований включают:
- методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;
- методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;
- методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др.

Опрос общественного мнения
англ.Public opinion survey; Public opinion poll
Опрос общественного мнения - (выборочный) вопрос, направленный на получение информации об отношении различных категорий населения к проблемам, событиям и фактам в конкретной социально-политической ситуации.

Опрос работников
Опрос работников - способ получения социологической информации о различных аспектах удовлетворенности работников работой в организации. Опросы могут проводиться методом анкетирования или методом интервьюирования.

Панель
англ.Panel
Панель - группа лиц, участвующая в единовременном или периодическом социологическом опросе.

Панельный опрос
англ.Panel survey
Панельный опрос - многоразовый опрос, проводимый через определенные временные интервалы на одной и той же совокупности с целью исследования экономических и социальных явлений и процессов в их динамике.

Репрезентативный опрос
англ.Representative survey
Репрезентативный опрос - опрос, проводимый на основе выборочной совокупности, позволяющий экстраполировать выводы на всю генеральную совокупность.

Респондент
англ.Respondent
От лат.Responsum - ответ
Респондент - участник конкретного социологического исследования, являющийся источником устной или письменной информации.

Реципиент
англ.Recipient
От лат.Recipiens - получающий
Реципиент - в социологии - участник конкретного социологического исследования, получающий от респондента устную или письменную информацию.

Социометрический опрос
англ.Sociometric survey
Социометрический опрос - опрос, направленный на получение информации о межличностных отношениях в группе путем фиксации предпочтений, чувства симпатии, антипатии и т.д.

Сплошной опрос
англ.Complete survey
Сплошной опрос - опрос, охватывающий всю генеральную совокупность.

Телефонный опрос
англ.Telephone survey
Телефонный опрос - вид заочного опроса, когда реципиент задает вопросы респонденту по телефону.

Эффект симпатии
Эффект симпатии - желание респондента при ответах пойти навстречу обследователю.

[ 03-05-2024 www.glossary.ru]