Глоссарий
Олигополия

Олигополия
син.Олигополистический рынок
англ.Oligopoly; Oligopolistic market
От греч.Oligos - немногий + Poleo - продаю
Олигополия - тип отраслевого рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция.
Различают олигополию с дифференцированным и стандартным товаром.

Война цен
син.Ценовая война
англ.Price war
Война цен - повторяющееся и долговременное снижение цен на продукцию фирм олигополистической отрасли, посредством которого фирмы рассчитывают увеличить объемы продаж и доходов.

Дуополия
англ.Doupoly
Дуополия - тип отраслевого рынка, на котором существуют только два независимых продавца и множество покупателей. Считается, что прибыли, которые могут быть получены в результате такой несовершенной конкуренции, меньше тех прибылей, которые были бы получены, если бы два продавца слились и образовали монополию.

Дуополия с тайным сговором
англ.Collusive doupoly
Дуополия с тайным сговором - форма дуополии, при которой производители заключают между собой тайное соглашение о ценах и разделении прибылей, формируя фактическую монополию.

Зонтик цен
англ.Price umbrella
Зонтик цен - поддержание цены на определенном уровне, установленном фирмой-лидером.

Ломаная кривая спроса
англ.Kinked demand curve
Ломаная кривая спроса - кривая спроса, желательная для олигополиста, не участвующего в сговоре. Такая кривая основана на допущении, что соперничающие фирмы присоединятся к решению о снижении цен, но не присоединятся к решению о повышении цен.

Марочный рост
англ.Brand proliferation
Марочный рост - ситуация, характерная для олигополистического рынка, когда число торговых марок конкретного продукта возрастает без ухудшения его свойств.

Монополистическое соглашение
англ.Monopoly agreement
Монополистическое соглашение - соглашение между фирмами с целью контроля цен, объема производства и разделения рынков сбыта.

Несовершенная конкуренция
англ.Imperfect competition
Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
При несовершенной конкуренции затруднены вступление в рынок и выход из рынка, ограничен доступ к информации.

Олигополистическая взаимозависимость
англ.Oligopolistic interdependence
Олигополистическая взаимозависимость - ситуация на рынке, при которой продавцы в своих действиях зависят не только от реакции потребителей, но и от действий своих соперников на рынке.
При олигополистической взаимозависимости изменение цены (или другого параметра) одной фирмой сказывается на объеме продаж и прибыли другой фирмы. Причем любая фирма, производящая такое изменение, может ожидать непредсказуемую реакцию со стороны другой фирмы или других фирм.

Олигополия доминирующей фирмы
англ.Dominant-firm oligopoly
Олигополия доминирующей фирмы - тип отраслевого рынка, на котором господствует крупная фирма, цены которой являются базовыми для всех остальных продавцов, действующих на рынке. На таком рынке имеются барьеры входа и выхода.

Олигополия, не основанная на сговоре
англ.Noncollusive oligopoly
Олигополия, не основанная на сговоре - олигополия, в которой фирмы действуют независимо друг от друга для установления цен и объема производства каждой фирмы или для раздела между фирмами районов сбыта продукции.

Олигополия, основанная на сговоре
англ.Collusive oligopoly
Олигополия, основанная на сговоре - форма организации рынка, при которой олигополистические фирмы, производящие идентичную или гомогенную продукцию, принимают совместные решения об установлении цены и объема продаж. В результате такого сговора каждая фирма становится практически естественной монополией.

Полиополия
син.Полиполия
англ.Polyopoly
Полиополия - тип отраслевого рынка с небольшим числом крупных продавцов, но не настолько малым, чтобы оказывать определяющее монопольное влияние на рыночные цены.

Равновесие Нэша
англ.Nash equilibrium
Равновесие Нэша - результат теории игр; положение, при котором самостоятельные стратегии продавцов не позволяют получить результат лучший, чем результат конкурента.
В экономической войне на олигополистических рынках равновесие Нэша достигается при нулевых ценах. Откуда следует, что сговор между олигополистами является наиболее эффективной или прибыльной стратегией для каждого их них.

Сговор
син.Тайное соглашение
англ.Collusion; Price agreement
Сговор - ситуация, когда фирмы действуют согласованно с целью установить цену и объем производимого каждой из них продукта или определить географический регион, в котором каждая фирма может продавать свою продукцию. Различают открытый и тайный сговоры.

Точка зрения Шумпетера-Гэлбрейта
англ.Schumpeter-Galbraith view
Точка зрения Шумпетера-Гэлбрейта - об олигополии - мнение, согласно которому для быстрого технического прогресса необходимы крупные олигополистические фирмы, обладающие и средствами, и стимулами для внедрения технических новшеств.

Традиционный способ установления цены
син.Ценообразование по принципу "издержки плюс"; Ценообразование по принципу "себестоимость плюс"
англ.Traditional pricing; Cost-plus pricing; Markup pricing
Традиционный способ установления цены - метод ценообразования, при котором цена реализации определяется на основе полной себестоимости продукции путем добавления к ней определенной доли прибыли (наценки).
Традиционный способ применяется либо в условиях отсутствия необходимой информации, либо олигопольными фирмами.

Ценовое лидерство
англ.Price leadership
Ценовое лидерство - вариант олигополии доминирующей фирмы; неофициальный метод установления цены, согласно которому одна фирма (ценовой лидер) объявляет изменение цены, а другие (следующие за лидером) фирмы вскоре объявляют (примерно) идентичные изменения цены. При этом ценовой лидер фактически выполняет сигнальную роль, что исключает необходимость тайного сговора.

Ценовой параллелизм
англ.Price parallelism
Ценовой параллелизм - стремление производителей на олигопольном рынке назначать одинаковые цены на товары с целью избежания ценовой конкуренции.

[ 05-05-2024 www.glossary.ru]