Глоссарий
Научная организация труда

Научная организация труда (НОТ)
англ.Scientific management
Научная организация труда - способ организации труда на предприятии, основанный на достижениях науки, техники и передового опыта. Научная организация труда внедряется с целью повышения эффективности производства.

Научное управление
Научное управление - управление, опирающееся на научную организацию труда, системный анализ и научно обоснованные методы принятия решений. Основателем научного управления считается американский менеджер Ф.Тэйлор.

Организация труда
Организация труда - приведение трудовой деятельности людей в систему, обеспечивающую достижение максимально возможного полезного эффекта с учетом конкретных условий этой деятельности.

Персональный менеджмент
Персональный менеджмент - область знаний, изучающая организацию личного труда работника с точки зрения используемых методов, принципов и приемов работы. Персональный менеджмент позволяет наилучшим образом установить взаимодействие между работником и используемыми техническими средствами в процессе выполнения должностных обязанностей.

Принципы рационального использования персонала
Принципы рационального использования персонала - исходные положения научной организации труда, заключающиеся в обеспечении:
- рациональной занятости работников;
- стабильной и равномерной загрузки работников в течение рабочего период;
- соответствия трудового потенциала работника, его квалификации;
- периодического перехода работника с одного рабочего места на другое;
- чередования нагрузок на различные части тела и органы чувств человека.

Тайм-менеджмент
Тайм-менеджмент - эффективное планирование рабочего времени для достижения целей, нахождение временных ресурсов, расстановка приоритетов и контроль выполнения запланированного.

Тейлоризм
англ.Taylorism; Taylor system
Тейлоризм - разработанная Ф.Тейлором научная система знаний о законах рациональной организации труда. В основу тейлоризма положены четыре научных принципа:
-1- научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;
-2- отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев;
-3- сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ;
-4- равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и менеджерами.

Теория человеческих отношений
англ.Human relations theory
Теория человеческих отношений - альтернативная тейлоризму теория рациональной организации труда, в которой акцент делается на сплоченности группы, взаимоотношениях с руководством, благоприятной атмосфере на рабочем месте, удовлетворенности трудом и т.д.

[ 02-05-2024 www.glossary.ru]