Глоссарий
Монополия

Монополия
англ.Monopoly
От греч.Monos - один + Poleo - продаю
Монополия - тип отраслевого рынка, на котором:
- присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги;
- отсутствуют близкие заменители товара;
- имеются высокие барьеры входа.

Двусторонняя монополия
син.Билатеральная монополия
англ.Bilateral monopoly
Двусторонняя монополия - рынок, на котором одному монопольному продавцу противостоит один монопольный покупатель.

Естественная монополия
англ.Natural monopoly
Естественная монополия - монополия компании, обусловленная ее уникальным положением на рынке. Естественная монополия возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними издержками, чем это смогли бы сделать несколько более мелких компаний.

Закрытая монополия
англ.Closed monopoly
Закрытая монополия - монополия, защищенная от конкуренции законодательными ограничениями: патентами или ограничениями на иностранную торговлю и др.

Ищущий цену
англ.Price searcher
Ищущий цену - монополист, выбирающий подходящую цену и объем выпуска. Наличие свободы выбора проявляется отрицательным наклоном кривой спроса на его продукцию.

Коммунальное предприятие
син.Предприятие коммунального обслуживания
англ.Public utility
Коммунальное предприятие - в экономической науке - предприятие, обеспечивающее население водой, электроэнергией, газом и другими товарами и услугами первой необходимости.
Коммунальные предприятия являются естественными монополистами и их деятельность регулируется правительством во избежание злоупотреблений монопольной властью.

Монополист
англ.Monopolist
Монополист - фирма, осуществляющая контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ей получать монопольную прибыль.

Монополистическая прибыль
англ.Monopoly profit
Монополистическая прибыль - повышенная прибыль, получаемая за счет ценового контроля за рынком и производством.

Монополистическое объединение
син.Монополия
Монополистическое объединение - в советской политэкономии - форма концентрации капитала безотносительно к строению рынка.

Монополия на рынке
англ.Monopoly on market
Монополия на рынке - ситуация на рынке, при которой все предложение товаров или услуг сосредоточено в руках одного продавца. При этом предприятие-монополист получает возможность самостоятельно регулировать цены, качество продукции, объем сбыта и другие параметры своей деятельности.

Монопольная цена
англ.Monopoly price
Монопольная цена - рыночная цена, устанавливаемая производителем-монополистом на уровне, обеспечивающим:
- либо сверхприбыль;
- либо конкурентные преимущества для борьбы за рынки сбыта (демпинг).

Несовершенная конкуренция
англ.Imperfect competition
Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
При несовершенной конкуренции затруднены вступление в рынок и выход из рынка, ограничен доступ к информации.

Олигополия, основанная на сговоре
англ.Collusive oligopoly
Олигополия, основанная на сговоре - форма организации рынка, при которой олигополистические фирмы, производящие идентичную или гомогенную продукцию, принимают совместные решения об установлении цены и объема продаж. В результате такого сговора каждая фирма становится практически естественной монополией.

Открытая монополия
англ.Open monopoly
Открытая монополия - монополия, не имеющая специальной защиты от конкуренции. Обычно открытая монополия выступает пионером в развитии нового отраслевого рынка.

Погоня за рентой
англ.Rent-seeking behavior
Погоня за рентой - стремление монополистов добиться с помощью правительства передачи дохода поставщику ресурса за чужой счет или за счет общества.

Положение безубыточности при несовершенной конкуренции
англ.Breakeven position under imperfect competition
Положение безубыточности при несовершенной конкуренции - финансовое положение предприятия, при котором оно
- может влиять на цену;
- покрывает все свои альтернативные издержки, но не получает прибыли.
Положение безубыточности характерно:
- для монополистической конкуренции - в долгосрочном периоде;
- для закрытой монополии - при эрозии барьеров для конкуренции или при появлении товаров-заменителей.

Простая монополия
Простая монополия - монопольная конкуренция, при которой монополист назначает только одну цену.

Регулирующее агентство
англ.Regularory agency
Регулирующее агентство - государственный или региональный орган, создаваемый для контроля в интересах общества за устанавливаемыми естественными монополиями ценами и предоставляемыми ими услугами или выпуском продукции.

Теория регулирования в интересах общества
англ.Public interest theory of regulation
Теория регулирования в интересах общества - предположение, согласно которому цель регулирования отрасли заключается в защите общества от злоупотребления естественными монополиями своей властью.

Ценовая дискриминация
син.Дискриминационная монополия
англ.Price discrimination
Ценовая дискриминация - монополистическая конкуренция, при которой в один и тот же момент один и тот же продукт продается разным покупателям по разным ценам, причем разница в ценах не оправдана различиями в издержках производства этого продукта. Обязательными условиями ценовой дискриминации являются:
- отсутствие у покупателей возможности перепродажи продукта;
- наличие у продавца возможности градации покупателей в зависимости от их эластичности спроса на покупаемый товар.
В США подобная ценовая практика объявлена Актом Клейтона незаконной в том случае, когда она ограничивает конкуренцию.

Чистая монополия
син.Абсолютная монополия
англ.Pure monopoly; Absolute monopoly
Чистая монополия - тип отраслевого рынка, на котором:
- одна фирма продает уникальный продукт, не имеющий близкого заменителя;
- доступ на рынок закрыт;
- фирма-монополист обладает значительным контролем над ценой на продаваемый продукт.
При чистой монополии ценовая конкуренция отсутствует или ограничена.

Чистые убытки
англ.Deadweight loss
Чистые убытки - потери общества, связанные с созданием монополией искусственного дефицита, приводящего к установлению цены, не совпадающей с предельными издержками.
Поскольку общество покупает блага по цене, превышающей предельные издержки, то полезность, получаемая обществом, меньше затрат общества.

Шумпетерианская гипотеза
англ.Schumpeterian hypothesis
Шумпетерианская гипотеза - о монополии - предположение, выдвинутое Й.Шумпетером, в соответствии с которым монополия играет ведущую роль в совершенствовании технологий, несмотря на потери для общества за счет более высоких цен и меньшего объема производства при одних и тех же издержках.

[ 29-04-2024 www.glossary.ru]