Глоссарий
Корпуса судов

Корпус судна
Корпус судна - основная часть судна:
- состоящая из оболочки и набора корпуса судна;
- обеспечивающая плавучесть, прочность судна, а также возможность размещения людей, грузов, оборудования и пр., обусловленных назначением судна.
В свою очередь оболочка судна подразделяется:
- на внешнюю оболочку, которая включает днищевую и бортовую обшивку, а также палубный настил; и
- на внутренние оболочки, делящие корпус судна на отсеки.

Гидравлические испытания корпуса судна
Гидравлические испытания корпуса судна - проверка корпуса строящегося судна на прочность и водонепроницаемость путем заполнения отсеков водой.

Главные размерения судна
англ.Main dimensions
Главные размерения судна - основные линейные размеры судна: длина, ширина, высота борта, высота надводного борта, осадка. Различают теоретические и габаритные главные размерения судна.

Двойное дно судна
син.Междудонное пространство
Двойное дно судна - часть корпуса судна, ограниченная:
- снаружи - днищевой наружной обшивкой судна;
- изнутри - вторым дном и крайними междудонными листами.
Двойное дно судна:
- разделяется флорами и стрингерами на водонепроницаемые отсеки, имеющие горловины;
- используется для размещения запасов топлива, пресной воды, масла и водяного балласта.

Диаметральная плоскость
англ.Center-line
Диаметральная плоскость - вертикальная плоскость, проходящая через крайние кормовую и носовую точки корпуса. Диаметральная плоскость делит корпус судна вдоль на две равные симметричные части.

Клюз
англ.Hawsehole; Deck chock
Клюз - круглое, овальное или прямоугольное отверстие в фальшборте, палубе или борте:
- служащее для пропускания якорной цепи, швартовных концов или буксирного каната;
- обрамленное литой конструкцией, предохраняющей корпус от повреждений.

Композитное судно
Композитное судно - судно с корпусом из нескольких различных материалов.

Корма
Корма - задняя оконечность корпуса судна. Корма подразделяется на надводную и подводную части.
Форма подводной части оказывает влияние на управляемость корабля и сопротивление воды движению корабля.
Форма надводной части зависит от предназначения судна и от его размеров.

Коэффициент общей полноты судна
Коэффициент общей полноты судна - отношение:
- подводного объема корпуса судна; к
- объему параллелепипеда с теми же главными размерениями.

Набор корпуса судна
Набор корпуса судна - система судовых балок:
- подкрепляющих внешние и внутренние листовые конструкции корпуса судна;
- придающих корпусу заданную форму; и
- (вместе с наружной обшивкой) обеспечивающих корпусу жесткость и прочность.
В носовой и кормовой частях судна набор корпуса закрепляется на замыкающих корпус форштевне и ахтерштевне.
Элементы набора подразделяются:
- на продольные: стрингеры, карлингсы, киль:
- на поперечные: шпангоуты, бимсы, флоры;
- на вертикальные: пиллерсы и переборки.

Навигационное повреждение
Навигационное повреждение - повреждение корпуса судна, полученное в результате его эксплуатации. Обычно навигационные повреждения устраняются силами экипажа.

Нос судна
Нос судна - передняя оконечность судна, завершаемая форштевнем.
Нос судна бывает:
- прямой, с наклонным форштевнем;
- ледокольный;
- клиперский;
- бульбовый и др.

Обводы судна
Обводы судна - очертания наружной поверхности корпуса судна. Графически обводы изображаются теоретическим чертежом судна.
Обводы водоизмещающих судов характеризуются формой носовых и кормовых шпангоутов: U-образная или V-образная.
Форма обводов влияет:
- на сопротивление воды движению судна;
- на условия работы движителей;
- на входимость на волну;
- на ледопроходимость;
- на другие эксплуатационной характеристики и мореходные качества судна.

Обшивка судна
Обшивка судна - водонепроницаемая оболочка корпуса судна, прикрепленная к набору и формирующая обводы корпуса. Наибольшую толщину обшивка имеет вблизи киля, прилегающих к борту участков верхних палуб, а также в районе переменной ватерлинии.

Осмотр корпуса судна
Осмотр корпуса судна - периодическая или назначенная проверка, проводимая для поддержания корпуса судна в порядке и исправности.

Подводная часть судна
Подводная часть судна - часть корпуса судна, расположенная ниже ватерлинии.

Прочность
англ.Ship's strength
Прочность - способность корпуса судна противостоять внешним силам без разрушения его конструкции.

Судовая балка
голл.Balk
Судовая балка - конструктивный элемент корпуса судна, судовых рубок и надстроек, предназначенный для восприятия (главным образом) изгибающих усилий. Длина судовой балки превышает высоту и ширину ее поперечного сечения.

Судовые перекрытия
Судовые перекрытия - днище, палубы, борта, переборки, платформы, выгородки и т.п. Основные судовые перекрытия образует набор корпуса судна, соединенный сваркой или клепкой с подкрепляемыми листами.

Судовые помещения
Судовые помещения - помещения, которые размещаются в основном корпусе, настройках и рубках судна.

Упрощенные обводы
Упрощенные обводы - необтекаемые обводы судна, образованные плоскими гранями. Упрощенные обводы характерны для тихоходных и несамоходных судов.

Шероховатость корпуса
Шероховатость корпуса - характеристика качества поверхности подводной части корпуса судна. Шероховатость корпуса увеличивает сопротивление движению, уменьшает скорость судна.
Степень шероховатости определяется отношением высоты неровностей к толщине пограничного слоя.
Различают:
- местную и общую шероховатости;
- технологическую шероховатость: бугорки сварных швов, заклепки, решетки забортных отверстий;
- шероховатость, развивающуюся в результате обрастания корпуса водорослями и моллюсками.

[ 03-05-2024 www.glossary.ru]