Глоссарий
Конкуренция

Конкуренция
англ.Competition
От лат.Concurre - сталкиваться
Конкуренция - в повседневном понимании - соперничество экономических субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция - в классической экономической теории - элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.
Конкуренция - в теории строения рынка - критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Конкуренция
Конкуренция - в теории рынка - степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции выделяют различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов.

Конкуренция
Конкуренция - по А.Смиту - поведенческая категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - "невидимая рука" рынка, которая координирует деятельность его участников.

Конкуренция
Конкуренция - в советсткой политэкономии - антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий.

Конкуренция
англ.Competition
Конкуренция - по законодательству РФ - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.

Голосование долларом
англ.Dollar votes
Голосование долларом - расходы, которые фактически производят при покупке на рынке:
- потребители - за производство потребительских товаров; и
- предприниматели - за производство товаров производственного назначения.

Издержки конкуренции
англ.Competition costs
Издержки конкуренции - чрезмерная реклама и другие избыточные расходы, связанные с конкуренцией, не имеющие оправдания с точки зрения интересов общества.

Импортная конкуренция
англ.Import competition
Импортная конкуренция - конкуренция, с которой сталкиваются фирмы одной страны вследствие импорта товаров и услуг из других стран.

Квазиконкуренция
англ.Quasi-competition
Квазиконкуренция - конкуренция между подразделениями, отделениями, предприятиями одной компании.

Классификация товарных рынков
Классификация товарных рынков - в экономической теории - совокупность критериев, определяющих типы строения товарных рынков. Различают классификации товарных рынков по Штакельбергу и Чемберлену-Блэейну.

Конкурент
англ.Competitor

Конкурентный рынок труда
Конкурентный рынок труда - рынок труда, на котором большое количество фирм без сговора между собой предъявляют спрос на конкретный вид рабочей силы большого числа рабочих, не являющихся членами профсоюза.

Конкурентоспособность
англ.Competitiveness
Конкурентоспособность - способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены.

Межотраслевая конкуренция
англ.Interindustry competition
Межотраслевая конкуренция - конкуренция продукции, производимой предприятиями одной отрасли, с продукцией, производимой предприятиями других отраслей.

Недобросовестная конкуренция
син.Нечестная конкуренция
англ.Unfair competition; Infair competition
Недобросовестная конкуренция - действия хозяйствующих субъектов, нарушающие общепринятые правила и нормы конкуренции:
- демпинг;
- установление дискриминационных цен или контроля за деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности;
- экономический шпионаж;
- тайный сговор на торгах и создание тайных картелей;
- подделка продукции конкурентов;
- ложная информация и реклама;
- махинации с деловой отчетностью;
- нарушение качества, стандартов и условий поставки продукции;
- коррупция и др.

Несовершенная конкуренция
англ.Imperfect competition
Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
При несовершенной конкуренции затруднены вступление в рынок и выход из рынка, ограничен доступ к информации.

Неценовая конкуренция
англ.Nonprice competition
Неценовая конкуренция - конкуренция, основанная на предложении товара более высокого качества, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.

Потенциальная конкуренция
англ.Potential competition
Потенциальная конкуренция - возможность вступления новых фирм в отрасль, которая обеспечивает действующим в этой отрасли фирмам высокую экономическую прибыль.

Потенциальный конкурент
англ.Potential entrant
Потенциальный конкурент - фирма, стремящаяся и способная войти в рынок. Потенциальными конкурентами являются новые фирмы, действующие на других сегментах рынка и т.п.

Притягательная прибыль
Притягательная прибыль - уровень прибыли предприятия, порождающий стремление других предприятий проникнуть в эту отрасль.

Сверхприбыль
англ.Above-normal profit (Abnormal profit); Excess profit; Supernormal profit (Superprofit)
Сверхприбыль - прибыль, по своей величине превышающая нормальную и обычно возникающая:
- в условиях совершенной конкуренции - в результате временного неравновесия спроса и предложения;
- в условиях несовершенной конкуренции - за счет монополистического завышения цены товара и практически полного отсутствия конкуренции.

Совершенная конкуренция
англ.Perfect competition
Совершенная конкуренция - идеализированное состояние товарного рынка, характеризующееся:
- присутствием на рынке большого числа независимых предпринимателей (продавцов и покупателей);
- возможностью для них свободно выходить на рынок и покидать его;
- равным доступом к информации и однородным продуктом.
При совершенной конкуренции отдельный предприниматель либо отдельный покупатель не имеют возможности назначать цену.

Социальный процесс
англ.Social process
Социальный процесс - развертывание во времени, того или иного социального явления. Выделяют парные социальные процессы:
- интеграция и дезинтеграция социальной системы;
- сплочение и конфликты в группе;
- текучесть и стабильность персонала в организации;
- эмиграция и иммиграция;
- усиление социальной однородности общества и социальная дифференциация;
- занятость и безработица и т.д.

Функциональная конкуренция
англ.Functional competition
Функциональная конкуренция - конкуренция между производителям товаров, которые могут удовлетворить потребности различными способами.

Ценовая конкуренция
син.Ценовое давление конкурентов
англ.Price competition
Ценовая конкуренция - конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта. Различают:
- прямую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены;
- скрытую ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены.

[ 05-05-2024 www.glossary.ru]